
В психологическом феномене, известном как «синестезия», сенсорные системы людей переплетены немного сильнее, чем обычно. Некоторые люди, например, сообщают, что видят цвета при воспроизведении музыкальных нот.
Одной из наиболее распространенных форм является синестезия цвета графемы, в которой буквы или цифры (вместе называемые «графемы») выделяются определенным цветом. Хотя синестезия хорошо задокументирована, неизвестно, воспринимаются ли эти переживания, описанные как яркие и реалистичные, на самом деле, или они являются побочным продуктом какого-либо другого психологического механизма, такого как память.
Новое исследование, опубликованное в июньском выпуске журнала «Психологическая наука», журнала Ассоциации психологических наук, проливает свет на достоверность этих представлений.
Данко Николич, исследователь из Института исследований мозга Макса Планка во Франкфурте, Германия, и его коллеги использовали вариант классического психологического метода, известного как задача Струпа, чтобы проверить это. В этом задании участники должны назвать цвет шрифта, которым печатается цветное слово. Например, если слово «синий» было напечатано красными чернилами, участник сказал бы «красный» – задача средней сложности, требующая некоторой умственной гимнастики.
Чтобы понять версию эксперимента Николич, необходимо элементарное понимание восприятия цвета: когда кто-либо видит определенный цвет, активируются определенные нейроны в зрительной области коры головного мозга. Однако эти конкретные нейроны деактивируются, если представлен цвет с противоположного конца спектра. Таким образом, любой нейрон, активированный, когда присутствует синий цвет, деактивируется, когда он прямо противоположный, желтый, попадает в поле зрения.
Используя эту логику, Николич представил синестеты цветов графемы с их пятью наиболее цветными буквами или цифрами. Цвет буквы или числа был либо таким же, как и его общая ассоциация (конгруэнтный), отличался, но не полностью противоположен цветовой ассоциации (инконгруэнтно независимый), либо находился на противоположном конце спектра от ассоциированного цвета (противоположный инконгруэнтный). Затем исследователи измерили, сколько времени потребовалось участникам, чтобы назвать цвет графемы.
Как и ожидалось, несовместимые цвета оппонента затрудняли быстрое реагирование людей с синестезией цвета графемы. Участникам потребовалось гораздо больше времени, чтобы назвать несовместимые цвета оппонента, чем независимые несовместимые цвета. Соответствующие цвета – цвета, которые соответствовали ассоциации – фактически облегчили процесс наименования цветов.
В отдельном эксперименте исследователи обнаружили, что эта система цветового противопоставления не работает для воспоминаний. Они представили тем же участникам изображения предметов, с которыми обычно ассоциируется цвет (например, лимон). Но, как и в предыдущем эксперименте, предметы были неожиданного цвета. Время реакции в этом эксперименте было значительно меньше затруднено изменением цвета и не отличалось от времени реакции контрольных субъектов, которые не были синестетами. В сочетании с результатами первого эксперимента эти результаты показывают, что синестетические цвета воспринимаются реалистично, как сообщают синестеты.
Источник: Ассоциация психологических наук