Ощущение синего и видение синего: печаль может ухудшить восприятие цвета

Ощущение синего и видение синего: печаль может ухудшить восприятие цвета

Когда мы на свалке, мир может показаться немного серее, чем обычно, и мы часто говорим о "грусть"- новое исследование показывает, что ассоциации, которые мы создаем между эмоциями и цветом, выходят за рамки простой метафоры. Результаты двух исследований показывают, что чувство печали может фактически изменить то, как мы воспринимаем цвет. В частности, исследователи обнаружили, что участники, которых заставляли грустить, менее точно определяли цвета на сине-желтой оси, чем те, кого заставляли чувствовать себя забавными или эмоционально нейтральными.

Исследование опубликовано в журнале Psychological Science Ассоциации психологических наук.

"Наши результаты показывают, что настроение и эмоции могут влиять на то, как мы видим мир вокруг нас," говорит исследователь психологии Кристофер Торстенсон из Университета Рочестера, первый автор исследования. "Наша работа продвигает изучение восприятия, показывая, что печаль особенно влияет на основные зрительные процессы, участвующие в восприятии цвета."

Предыдущие исследования показали, что эмоции могут влиять на различные зрительные процессы, а некоторые работы даже указали на связь между подавленным настроением и пониженной чувствительностью к визуальному контрасту. Поскольку контрастная чувствительность – это базовый визуальный процесс, связанный с восприятием цвета, Торстенсон и соавторы Адам Пазда и Эндрю Эллиот задались вопросом, может ли быть определенная связь между грустью и нашей способностью воспринимать цвет.

"Мы уже были хорошо знакомы с тем, как часто люди используют цветовые термины для описания общих явлений, таких как настроение, даже когда эти понятия кажутся не связанными друг с другом," говорит Торстенсон. "Мы думали, что, возможно, причина появления этих метафор заключается в том, что действительно существует связь между настроением и восприятием цветов по-другому."

В одном исследовании 127 студентов-бакалавров посмотрели эмоциональный видеоролик, а затем выполнили задание на визуальное суждение. Участников случайным образом распределили для просмотра отрывка из анимационного фильма, призванного вызвать печаль, или комедийного ролика, предназначенного для развлечения. Эмоциональные эффекты двух клипов были подтверждены в предыдущих исследованиях, и исследователи подтвердили, что они вызвали желаемые эмоции у участников этого исследования.

После просмотра видеоклипа участникам показали 48 последовательных участков ненасыщенного цвета и попросили указать, был ли каждый участок красным, желтым, зеленым или синим.

Результаты показали, что участники, которые смотрели видеоклип о грусти, менее точно определяли цвета, чем участники, которые смотрели забавный клип, но только для цветных пятен, которые были на сине-желтой оси. Они не показали разницы в точности цветов на красно-зеленой оси.

И второе исследование с участием 130 студентов старших курсов показало тот же эффект по сравнению с нейтральным клипом из фильма: участники, которые смотрели грустный клип, менее точно определяли цвета в сине-желтом спектре, чем те, кто смотрел нейтральную заставку. Полученные данные свидетельствуют о том, что печаль является основной причиной различий в восприятии цвета.

Результаты не могут быть объяснены различиями в уровне усилий, внимания или вовлеченности участников в задачу, поскольку цветовое восприятие ухудшалось только на сине-желтой оси.

"Мы были удивлены тем, насколько специфичным был эффект, цвет ухудшался только по сине-желтой оси," говорит Торстенсон. "Мы не предсказывали этот конкретный результат, хотя он может дать нам ключ к разгадке причины такого эффекта на функционирование нейротрансмиттера."

Исследователи отмечают, что предыдущая работа специально связала восприятие цвета на сине-желтой оси с нейромедиатором дофамином.

Торстенсон отмечает, что это исследование открывает новые горизонты и что дальнейшие исследования необходимы для полного понимания взаимосвязи между эмоциями и восприятием цвета:

"Это новая работа, и нам нужно время, чтобы определить надежность и обобщаемость этого явления, прежде чем делать ссылки на приложение," он заключает.

Блог Хихуса