Распространение климатического Евангелия: подъем “зеленых церквей”

Тюльпаны и розы, выращенные в Кении, больше не украшают алтарь в Bellahj Kirke на севере Копенгагена.

Сегодня 160-местная церковь предпочитает местные, сезонные цветы-которые, наряду с хлебом и вином, используемыми в ее богослужениях Святого Причастия, являются органическими. Bellahj Kirke также перерабатывает все – от бумаги и картона до одежды и свечей. Это все часть движения, чтобы сделать церковь более экологичной, объясняет прихожанка Ханна Смидт.

“Кризис [климата] уже здесь, так что же нам с ним делать?- так она говорит.

В случае Беллахей Кирке ответом было подписаться на растущую датскую схему Grn Kirke (Green Church). Осуществляемая датским Национальным Советом Церквей, эта схема побуждает церкви в скандинавской стране предпринимать конкретные шаги по сокращению своего углеродного следа.

Чтобы принять участие, церковь должна соответствовать по меньшей мере 25 из 48 критериев схемы — которые включают сокращение потребления энергии, компостирование органических отходов, проведение встреч по Skype для минимизации поездок и проведение проповедей о климатическом кризисе.

Смидт, который преподает йогу в Bellahj Kirke и привел стремление церкви стать более экологичным, говорит, что схема также помогла сэкономить деньги и заставила больше прихожан думать о проблеме изменения климата.

Для церкви, основанной в 1961 году и расположенной в 14-тысячном приходе в пригороде, “это беспроигрышная вещь”, – говорит Смидт.

Климатическое прозрение

Проект Grn Kirke был запущен в 2008 году лютеранским пастором Келдом Балмером Хансеном, чье собственное прозрение пришло годом ранее в Румынии, когда он услышал выступление британского эксперта по климату на третьей европейской экуменической Ассамблее, собрании христиан из главных церквей Европы.

“Это был тревожный звонок для меня”,-говорит Хансен, добавляя, что его оправдание для принятия мер было теологическим. “Я подумал, что если эта [земля] является даром от Бога, то мы в церкви должны говорить об этом.”

Эта схема расцвела вслед за конференцией Организации Объединенных Наций по климату COP15, которая состоялась в столице Дании в 2009 году, но позже прекратилась, говорит Хансен.

Лютеранская церковь в Дании традиционно избегала “политических” вопросов, объясняет он, и десять лет назад многие церковные лидеры отвергли климатические действия как часть “левой повестки дня”.”

– Уже нет. Изменение климата больше не вызывает политических разногласий — по крайней мере, в Дании. В декабре 2019 года страна приняла закон, обязывающий ее сократить выбросы углерода на 70% к 2030 году при поддержке партий всего политического спектра.

Религиозные общины все чаще признают наличие климатического кризиса. В июне 2019 года, например, Папа Римский Франциск объявил “глобальную климатическую чрезвычайную ситуацию”.”Для Хансена это означает, что” интерес к зеленым церквям растет.”

Действительно, Дания сейчас имеет 232 “зеленых церкви”, 32 из которых подписались только в 2019 году — увеличение на 16% по сравнению с предыдущим годом. Среди них-Беллахей Кирке, который в августе объявил себя “зеленым”.

До сих пор он выполнил 39 из 48 критериев зеленой Церкви, благодаря Смидт и ее “зеленой команде”, представляющей целый ряд инициатив, включая переработку пищевых отходов и “повторное одичание” участка земли в собственности Церкви.

Зеленое Евангелие

Смидт говорит, что это может удивить некоторых людей, что церкви помогут бороться с изменением климата, учитывая их традиционную склонность. Но “мы не можем сидеть с руками в карманах и ждать”, – добавляет она.

“Нам нужны все хорошие силы, чтобы присоединиться к этой повестке дня”, – соглашается Хансен, добавляя, что подобные движения существуют в таких странах, как Германия, Норвегия, Швеция и Соединенное Королевство.

В последние годы тысячи церквей по всей Великобритании перешли на 100% возобновляемые источники энергии. По меньшей мере 2000 церквей зарегистрировались для участия в программе Eco Church scheme, которая вознаграждает церкви в Англии и Уэльсе, которые хотят показать, что “Евангелие-это хорошая новость для Божьей Земли.”

Участники должны соответствовать различным критериям, таким как демонстрация того, как они заботятся о своих зданиях и земле, взаимодействие с местной общиной и изменение образа жизни своей общины.

Экологическая церковная схема была запущена в январе 2016 года Рочей, христианским благотворительным фондом сохранения, и участники включают Солсберийский собор, англиканский францисканский монастырь и две синагоги.

Среди девяти церквей, получивших самую высокую награду-золотую награду – это Сент-Джеймс Пикадилли в центре Лондона. Его экологически чистые инициативы включали в себя переход на возобновляемые источники энергии-перечисленная Церковь установила 40 солнечных панелей на своей крыше в 2005 году-создание благоприятных для дикой природы мест обитания на своей земле, лоббирование, чтобы получить знаковые неоновые огни Piccadilly Circus ‘ выключен в течение часа Земли, и проведение услуг, которые сосредоточены на окружающей среде.

“Религиозные общины должны занять определенную позицию”, – говорит церковный староста Дебора Колвин, которая возглавила инициативы по сокращению углеродного следа на Пикадилли Сент-Джеймс.

Церкви Святого Иакова удалось добиться того, чтобы знаменитые неоновые огни Пикадилли-Серкус были выключены в течение часа Земли

Она считает, что существует сильная теологическая аргументация для церквей, чтобы помочь бороться с изменением климата.

“Чтобы” любить своего ближнего “в наши дни и в наше время, вы должны любить системы, которые поддерживают вашего ближнего”, – объясняет Колвин. “Атмосфера является общей для всех нас, вода-общей для всех нас, поэтому локальное действие и глобальное мышление имеют совершенно новый резонанс.”

В Сент-Джеймсе это означало изготовление бомб из семян диких цветов, установку ледяной глыбы в церкви во время Парижской климатической конференции как символа глобального потепления и включение экологически чистых советов в приходской информационный бюллетень.

Символический жест?

Циники могут отвергать такие меры как символические жесты, но Хансен говорит, что готовность церквей принять серьезность климатического кризиса посылает “сильный сигнал” остальному обществу.

“Вы не должны недооценивать влияние движения зеленой церкви”, – говорит он. “Это момент обычных людей.”

И в конечном счете, перед лицом все более страшных предупреждений о климате Земли, Сторонники зеленых церквей ожидают, что их привлекательность будет расти.

“Какую роль мы должны играть в том отчаянии, которое могут испытывать люди, в апатии, надежде, тоске?- говорит Смидт из Копенгагена. “Есть много перспектив-этических и моральных, — в которые мы, как церковь, можем вмешаться и попытаться вложить слова или музыку, или просто дать пространство и тишину, чтобы быть вместе.”

Блог Хихуса